Понедельник, 29.04.2024, 04:59
Мой сайт

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Август » 25 » Кто был в майли-сае. Электро
22:40

Кто был в майли-сае. Электро





Редакция вновь обращается к страницам истории промышленного потенциала Кыргызской Республики. Электроламповый завод в городе Майли-Сай, некогда флагман электротехнической промышленности СССР, сейчас находится на грани банкротства. В 2003 г. этот завод перешел в собственность инвестора – ОсОО «В.А.В.С.», однако деятельность этой компании привела крупнейшее предприятие к полному упадку. Новый инвестор не выполнил ни одного из обязательств, оговоренных при продаже предприятия. По информации государственных органов, на сегодня у руководства Майли-Сайского электролампового завода большие долги по заработной плате (39 млн. сомов), перед Социальным фондом (19 млн. сомов), а также перед другими хозяйствующими субъектами. И в настоящее время правительство приступило к обсуждению вопроса о национализации Майли-Сайского завода. По мере того, как обсуждение дальнейшей судьбы завода набирает обороты, редакция предлагает читателю обратиться к страницам истории и узнать, как создавался этот завод.

Об этом подробно написано в книге бывшего руководителя Кыргызстана (1961 – 1985 гг.), депутата парламента КР (1992-2005 гг.) Турдакуна Усубалиева «Воспоминания». Книга 3., Бишкек 1997 г.

Мы наращивали экономический потенциал Кыргызстана.

Нас, руководителей республики, сильно волновала дальнейшая судьба города Майли-Сай в Ошской области. Как известно, город был образован после войны, на базе горно-химических производств Министерства Среднего машиностроения СССР. Через три-четыре года предприятие должно было быть закрыто в связи с тем, что исчерпывались запасы руды, которая использовалась для производства.

Между тем в городе Майли-Сае проживало около 25 тыс. человек. городской государственный жилищный фонд составлял более 100 тыс. квадратных метров. Здесь были построены школы, объекты соцкультбыта и здравоохранения.

Сохранение и использование гор. Майли-Сай в интересах народного хозяйства, обеспечение работой людей, высвобождающихся после закрытия горно-химических производств. Все это являлось вопросом государственной важности.

Учитывая предстоящее закрытие предприятия и в целях обеспечения работой высвобождающихся людей. Республика построила мясокомбинат, начала строить швейную фабрику, горбыткомбинат и завод электроизоляционных материалов. Но на этих предприятиях могли работать всего лишь 1200-1500 человек. Надо было думать о том, как трудоустроить еще более 7 тыс. рабочих, которые будут высвобождены после закрытия предприятия. Это было для нас очень серьезной проблемой.

За дальнейшую судьбу города Майли-Сай не меньше нас беспокоился и министр среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский – один из выдающихся организаторов оборонной промышленности страны. С полным основанием можно сказать, что г. Майли-Сай был создан трудами и заботами министерства, которое Славский возглавлял более 30 лет. Ефим Павлович рассказывал, что после войны Советское правительство, лично Сталин поставили перед учеными и специалистами, работавшими в области обороны страны, исключительно сверхсложную задачу – создать атомное оружие в ответ на угрозу американских империалистов, которые взорвали атомную бомбу в Японии.

Советские ученые-геологи первое месторождение урановой руды нашли в Киргизии, в частности в Майли-Сае и здесь же был основан город, развивали горно-химические производства. И теперь, по истечении более 25 лет предстояло прекращение основного производства города.

Чем занимать высвобождающихся людей, какое новое производство надо создавать в городе, чтобы сохранить его – обо всем этом Ефим Павлович думал вместе с нами.

В Киргизии, в гор. Кара-Балте, построено и действовало главное предприятие этого министерства – Киргизский горнорудный комбинат. Е. П. Славский часто приезжал к нам. Бывая в республике, он никогда не миновал ЦК и правительство республики, каждый раз мы встречались. Ефим Павлович постоянно интересовался делами республики, радовался вместе с нами ее успехам, а когда случалось неудачи, а частенько бывали и они, то огорчался вместе с нами и высказывал свою готовность чем-то помочь республике в преодолении трудностей и помогал, исходя из возможностей министерства. Он мыслил широко, по-государственному, для него был чужд ведомственный, узкий подход к рассмотрению жизненно важных вопросов. Меня восхищали еще такие высокие черты Ефима Павловича Славского, как доступ­ность в общении с людьми, со своими подчиненными, скромность поведения, глубокое знание своего дела. Не все знали, в том числе и я долго не знал, что Ефим Павлович трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Мое общение с этим человеком продолжалось около 25 лет и о нем я сохраняю самые добрые чувства.

Советуясь со Славским о том, как нам поступить с городом Майли-Сай в связи с прекращением горно-химического производства, я обратился к нему с предложением: Ефим Павлович, давайте вместе обратимся в ЦК КПСС, Совет Министров СССР, к Н. С. Хрущеву с просьбой поручить Госплану и Совнархозу СССР решить вопрос об организации нового производства в гор. Майли-Сае и было бы хорошо, если Вы, Ефим Павлович, возьмете на себя обязательство построить новое предприятие, которое, наверняка, будет предложено из центра. У вас есть мощная строительная организация. А республика, как вы знаете, не осилит это дело, не имеет высококвалифицированной строительной организации.

К моей радости, Ефим Павлович сразу согласился с моим предложением. При этом сказал: вы подготовьте письма от имени ЦК Компартии Киргизии и нашего министерства, мы с вами подпишем его. Я обязан построить в Майли-Сае новое предприятие. Наше министерство не может просто так уйти из города, ничего не оставляя в нем. Здесь Е. П. Славский вновь проявил государственный подход к делу, глубокое понимание нужд трудящихся города.

Вскоре такое письмо мы подписали и отправили в Москву. Это было в начале 1964 года. Как мне говорили товарищи из Госплана СССР, секретариат Н. С. Хрущева доложили ему о нашем письме и Никита Сергеевич поручил Председателю Госплана СССР П. Ф. Ломако и Председателю Совнархоза СССР В. Э. Дымшицу рассмотреть и решить этот вопрос.

ЦК Компартии Киргизии и Совет Министров республики получили в июне 1964 года предложение Госплана и Совнархоза СССР о строительстве в гор. Майли-Сае завода по производству электроламп мощностью до 300 млн. штук в год.

Заручившись поддержкой Е. П. Славского, что его министерство будет строить этот завод, мы дали согласие на предложение Госплана СССР и Совнархоза СССР. С предложением о строительстве в гор. Майли-Сае электролампового завода согласился и министр электротехнической промышленности СССР Алексей Константинович Антонов.

22 декабря 1964 года вышло распоряжение Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР о строительстве Майли-Сайского электролампового завода проектной мощностью 300 млн. штук электроламп в год, в том числе 200 млн. нормально-осветительных и 100 млн. штук автомобильных ламп. Первоначально общая сметная стоимость завода была определена примерно в сумме 36 млн. рублей, в том числе более 4 млн. рублей на жилищное строительство. Затем в ходе строительства завода было пересмотрено его проектное задание и были выделены значительные дополнительные капитальные вложения на жилищное строительство. Потребности населения страны в электролампах удовлетворялись не в полной мере. Эти изделия были одним из дефицитных товаров народного потребления. Этим и диктовалось предложение Госплана и Совнархоза СССР о строительстве в Майли-Сае электролампового завода, а также то, что ускоренными темпами разрабатывался проект завода и осуществлялось его строительство.

Алексей Константинович Антонов – один из опытнейших хозяйственных руководителей страны лично осуществлял контроль за работой проектного института своего министерства по составлению проектно-сметной документации завода.

Министр среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский разместил в гор. Майли-Сае одно из подразделений строительной организации своего министерства.

Через два года после принятия решения, т. е. в 1966 году, началось сооружение завода. Рабочим-строителям были созданы необходимые условия, объект был обеспечен строймеханизмом, сюда бесперебойно доставлялись строительные материалы, работа шла в две смены. Жители города Майли-Сая были глубоко заинтересованы в том, чтобы завод был построен в короткие сроки и оказывали его строителям шефскую помощь. За ходом сооружения завода внимательно следили ЦК Компартии Киргизии и Совет Министров республики.

Достаточно высокий уровень строительных работ дал свои положительные результаты. В первой половине 1967 года была сдана в эксплуатацию первая очередь завода с производственной мощностью на выпуск 100 млн. электроламп в год, а в 1969 году – все производственные мощности по выпуску 307 млн. электроламп в год.

Однако освоение введенных мощностей завода сдерживалось из-за того, что для нас это производство было совершенно новое. Завод комплектовался рабочими из числа жителей самого города Майли-Сая и за счет свободных трудовых ресурсов близлежащих к городу сельских районов. Пришедшие на завод люди обучались прямо на производстве, чтобы они осваивали новую профессию. Пришлось нам пригласить квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников из других регионов страны. Например, в 1968 году по направлению Министерства электротехнической промышленности СССР прибыли на завод 48 инженеров и 105 квалифицированных рабочих, а в 1969-1970 годах – около ста специалистов с высшим образованием. Все они име­ли опыт работы в электроламповом производстве.

Начиная с 1971 года были полностью освоены все производственные мощности. Завод ежегодно выпускал более 300 млн. штук осветительных ламп в год. Только за 1971-1985 годы было выпущено 4 млрд. 932 млн. осветительных ламп[1].

По оценкам специалистов Министерства электротехнической промышленности СССР, Майли-Сайский завод является одним из крупных предприятий по производству осветительных ламп не только в Союзе, но и в Европе. В 1990 году на заводе работало около 7 тыс. рабочих и инженерно-технических работников, произведено промышленных изделий на 95,5 млн. рублей. Основные фонды завода составляли – свыше 64 млн. рублей.

В период строительства завода и после ввода его в эксплуатацию мне, автору этих строк, приходилось бы­вать там. Я ознакамливался с этим новым для республики производством, интересовался условиями проживания и труда коллектива. По сравнению с другими предприятиями здесь было построено больше жилых домов и общежитий, действовали дом культуры, медицинские и детские учреждения, продовольственные и промтоварные магазины и другие объекты. Это – прекрасное современное предприятие, о чем уже говорилось выше. Почти все процессы производства осветительных ламп механизированы и автоматизированы, рабочие места содержатся в чистоте. Здесь работают в основном женщины, их рабочая одежда – чистые халаты. Среди них было много молодых девушек, окончивших средние школы, но уже освоивших трудовые процессы на участках, где они работали.

Однажды, когда я был на заводе, во время обеденного перерыва у меня состоялась беседа с группой молодых работниц в фойе прекрасной заводской столовой.

Я спрашивал: как вы живете и работаете? В шутку говорил: почему вы, молодые девушки, невеселы, не слышен ваш смех?

И вот среди них одна бойкая девушка, ее имя сейчас, конечно, не помню, ответила мне: у нас все нормально, зарабатываем неплохо, планы выполняем, наши лампы пользуются большим спросом, отправляем их вовсе концы страны. Мы обеспечены жильем – живем в общежитиях, в доме культуры регулярно смотрим кинофильмы, в основном старые, а новых фильмов показывают очень мало, иногда к нам заезжают артисты из республиканской столицы и из Узбекистана. У нас одно плохо: когда приходим в наш дом культуры, там бывают одни девушки. Не с кем потанцевать. Немного потан­цуем друг с другом. А это скучно, без парня-партнера. Многие девушки на заводе долго не задерживаются, уходят, у нас текучесть большая. Можете спросить это у директора. Он, стоявший рядом со мною, подтвердил: да, это так. Она права. Это наша серьезная проблема. Закрепление работниц на производстве наша первейшая задача.

- А что делать, чтобы вам не было скучно,- спросил я.

- Вам, начальству, виднее, что делать. Но если хо­тите знать наше мнение, то к нам, товарищ секретарь, присылайте побольше парней, чтобы они работали рядом с нами. Только неженатых.

Все засмеялись. Она отпарировала, сказав: почему вы смеетесь. Надо говорить правду.

По приезде во Фрунзе, на второй день позвонил министру Алексею Константиновичу Антонову и рассказал о беседе с работницами Майли-Сайского электролампового завода. У нас установились с ним хорошие деловые контакты. Он высоко ценил усилия республики по созданию такого крупного предприятия, выпускающего очень нужные товары народного потребления. Алексей Константинович сказал: да, девушки подняли жизненный вопрос, от него не отвернешься, надо его решить, придется создавать новые производства. Сразу дать конкретный ответ не могу. Посоветуюсь со своими товарищами по министерству, руководством Госплана и заместителем Председателя Совета Министров СССР, который занимается нашим министерством и о нашем решении по этому вопросу сразу сообщу тебе. Помню, такой разговор у нас состоялся в мае 1970 года.

Через две недели А. К. Антонов позвонил и сообщил следующее. Министерство изыскало необходимые средства и материально-технические ресурсы для строительства ряда объектов вспомогательного производства при Майли-Сайском электроламповом заводе, в частности цеха нестандартизированного оборудования, депо электрокар, цеха опытного производства и др. Строительство и ввод этих объектов в эксплуатацию, комплекто­вание их рабочими из числа мужчин, - подчеркнул он, - значительно устранит диспропорцию между мужским и женским населением города.

Эти объекты были построены также строительным подразделением Министерства среднего машиностроения СССР, и через год ввели в действие, они были укомплектованы рабочими из числа мужчин. В последующие годы были организованы еще некоторые производства, требующие также мужского труда.

О своей беседе с работницами Майли-Сайского электролампового завода я рассказал по телефону и Ефиму Павловичу Славскому. Он мне задал вопрос: «Не приходилось тебе прочесть воспоминания известного советского писателя Всеволода Иванова о Горьком?»

- Нет, не читал, Ефим Павлович,- признался я.

- Вот я коротко расскажу тебе об одной встрече Иванова с Алексеем Максимовичем Горьким, которую я вспомнил в связи с твоей беседой с работницами в Майли-Сае.

Иванов вспоминал, что рукопись первой своей повести принес Горькому и просил прочитать ее, высказать свое мнение относительно того, что можно ли эту повесть опубликовать в одном из издательств. Горький сказал: оставьте свою рукопись, обязательно прочитаю, но приходите ко мне через две недели. Я очень загружен, вряд ли смогу выполнить вашу просьбу раньше этого срока.

Иванов пришел к Горькому в назначенное время. Алексей Максимович говорит Иванову: «Я прочел вашу повесть. Вы написали скучное произведение. Если вы опубликуете свою повесть, то ее все равно никто читать не будет».

- Почему, скажите, пожалуйста, Алексей Максимович,- обратился к нему Иванов.

- Потому, что среди героев вашей повести нет ни одной женщины. А без женщин, брат ты мой, жизнь скучна,- ответил Горький.

- Выходит,- говорил Ефим Павлович, - Майли-Сайские работницы сказали правду. Без взаимного общения женщин и мужчин друг с другом жизнь, действительно, скучна. И как мы не учли это при строительстве лампового завода? Я поговорю с Антоновым по этому вопросу. Надо создать в Майли-Сае еще некоторые новые производства, где должны работать, в основном мужчины. В свою очередь я дам распоряжение, чтобы наше строительное подразделение, которое там еще сооружает жилые дома, кое-какие объекты вспомогательного производства, было увеличено численно, укомплектовано из молодых солдат, которые проходят службу в строительных батальонах. Я уверен, что многие из них после окончания срока службы останутся в Майли-Сае на постоянное жительство, обоснуются, создадут свои семьи.

Ефим Павлович Славский – умудренный жизнью государственный деятель так и поступил, как обещал. Меры, принятые Министерством электротехнической промышленности, Министерством среднего машиностроения СССР, а также республикой, были не безрезультативными. Диспропорция между женским и мужским населением города значительно уменьшилась, состав заводского коллектива стал более стабильным, намного сократилась текучесть работниц.

Приведу текст одного из документов, решивших эту важную для нас проблему.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

В 1969 г. на Майли-Сайском электроламповом заводе введены в эксплуатацию производственные мощности по выпуску 307 млн. штук электроламп в год. Однако освоение введенных мощностей сдерживается отсутствием в г. Майли-Сае свободных трудовых ресурсов.

Утвержденным Советом Министров Киргизской ССР проектным заданием предполагалось укомплектование завода рабочими, освобождающимися по закрытию горно-обогатительного комбината в г. Майли-Сае, а для дополнительного привлечения рабочих предусматривалось жилищное строительство в объеме 5,6 млн. рублей, что обеспечивало жильем только 10% работающих на заводе.

Создание указанного жилфонда было завершено в 1969 г. Однако в связи с тем, что после ликвидации горно-обогатительного комбината большая часть его работников по различным причинам выехала из г. Майли-Сая, укомплектование завода рабочими из местных трудовых ресурсов не представляется возможным.

Учитывая необходимость привлечения рабочих со стороны, потребовалось дополнительное строительство жилья. В связи с этим в 1969 г. проектное задание завода в части жилищного строительства было пересмотрено и утверждено со сметной стоимостью 33,2 млн. рублей, что обеспечивает жильем 60% работающих на заводе.

Переутвержденным проектным заданием предусматривалось также строительство объектов вспомогательного производства (цех нестандартного оборудования, депо электрокар, цех опытного производства и др.), что устранит диспропорцию между женским и мужским населением города. Распоряжением бывшего ВСНХ[2] СССР проектирование строительства Майли-Сайского электролампового завода возложено на Минсредмаш СССР.

По состоянию на 1 января 1971 года остаток сметной стоимости на строительно-монтажные работы по объектам Майли-Сайского электролампового завода составит 29,5 млн. рублей, в том числе 5 млн. на промышленное строительство.

При проектной численности работающих 6630 чел., в настоящее время на заводе работает 3800 чел.

В целях ускорения освоения введенных производственных мощностей на Майли-Сайском электроламповом заводе ЦК КП Киргизии и Министерство электротехнической промышленности просят Совмин СССР обязать Госплан СССР предусмотреть в плане подрядных работ Минсредмаша СССР на1971 -1975 гг. завершение строительства жилищных и промышленных объектов этого завода с ежегодным освоением капвложений в объеме 5-6 млн. рублей.

Секретарь ЦК КП Киргизии Министр электротехнической

Т. УСУБАЛИЕВ промышленности СССР

А. АНТОНОВ

7 мая 1970 г.


[1] XVII съезд Компартии Киргизии. Стенографический отчет «Кыргызстан». Фрунзе 1981. стр. 25. Народное хозяйство Киргизской ССР в 1985 году. Статистический ежегодник. Фрунзе «Кыргыз­стан» 1986 г. стр. 66.



Источник: easttime.ru
Просмотров: 526 | Добавил: betteead | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный хостинг uCoz